3
Две стороны одной Кореи: бегство – не всегда измена, а вещи – не всегда Китай
Всегда ли на Севере выпадает сто долларов, а на Юге – золотая карта? Как единый корейский народ воспринимает конфликт двух государств
— Семья строится согласно традиционным ценностям. А что насчёт межгосударственных отношений?
Как относятся друг к другу жители Северной и Южной Кореи?
— Можно проследить два уровня. Первый – уровень официальный: «Мы братья, мы должны быть едиными, мы – единая нация». Это транслируется государством как в Южной, так и в Северной Корее. На втором уровне – бытовом – не всё так просто. Северокорейцы своим основным врагом считают американцев, ненависть направлена на них. Южных корейцев они называют «американскими марионетками».
А для южнокорейцев основной враг, естественно, северокорейцы, потому что никакая другая армия рядом не стоит. Есть история корейской войны, нападение Северной Кореи, которое уже исторически доказано и подтверждено документами. В Южной Корее на бытовом уровне многие к северокорейцам относятся негативно.

Проблема объединения на государственном уровне – это цель президента. В конституции написано, что президент обязан стремиться к объединению страны. На уровне бытовом к этому объединению относятся отрицательно, потому что оно приведёт к экономическим последствиям, к которым большинство населения, особенно молодого, не готово. Уже 70 лет одна нация живёт раздельно, идёт формирование политической идентичности на Севере и на Юге.

«
Корея в этом плане страна интересная. Есть общая идентичность, социально-культурная, она тоже начинает расходиться, но бэкграунд у них всё-таки один, поскольку связан с конфуцианскими принципами, коллективизмом, церемониями. В языке тоже есть различия, но они минимальны, они друг друга поймут, несмотря на слова и особенные наречия. Это не как в Китае. При этом складывается особая политическая идентичность, она различна, и это приводит к тому, что объединение, с одной стороны – это то, к чему мы стремимся, а с другой – то, что многие воспринимают как ненужное и что может осложнить жизнь.

»
В западных цивилизациях развит концепт сверхъестественного высшего существа. В восточных же он более приземлён, это представление об идеальном государстве и человеке. Они привыкли находить себе человека, на которого можно равняться, здесь, на земле.
Ли Соль Чжу до брака с Ким Чен Ыном была певицей и выступала в составе государственного оркестра «Ынхасу». Одна из южнокорейских газет писала, что будущую жену северокорейский лидер увидел по телевизору. Оркестр выступал по случаю Нового года в декабре 2010-го. А официально о свадьбе «товарища Ли Соль Чжу» и Ким Чен Ына государственные СМИ объявили 25 июня 2012 года. Чаще всего годом рождения Ли Соль Чжу называют 1989-й. По одной из версий, она появилась на свет в Пхеньяне в семье университетского профессора и врача. По стопам родителей девушка не пошла, а отправилась учиться вокалу в Университет имени Ким Ир Сена.

СМИ предполагают, что у пары трое детей, младшего из которых Чжу родила в феврале 2017 года. При этом известен пол только среднего ребенка — это девочка по имени Ким Джу Э. Информацию об этом обнародовал бывший баскетболист NBA Деннис Родман, гостивший у Чен Ына. «Маршал Ким с семьей и я отдыхали на море. Я держал на руках их ребенка — Ким Джу Э и говорил с миссис Ли. Он [Ким Чен Ын] хороший отец, и у него прекрасная семья», — говорил Родман The Guardian.

Источник: style.rbc.ru/people/5ac394079a794735e76b8605
Ансамбль «Моранбон»
Который называют «любимой музыкой вождя»

Первый в Северной Корее герлз-бэнд был создан в 2012 году. Участниц группы отбирал лично Ким Чен Ын. Как писало агентство KCNA, появление объясняется «требованиями нового века и грандиозным планом: вызвать решающий поворот в литературе и искусстве».
В ансамбль «Моранбон» входит 21 участница. Девушки сами играют на музыкальных инструментах, среди которых есть скрипки, ударные, пианино, синтезаторы, электрогитары, саксофон и контрабас. Возможно, ансамбль должен был стать ответом на распространение южнокорейской популярной музыки. Ким Чен Ын принял решение собрать «Моранбон» примерно в то же время, когда PSY выпустил свой знаменитый клип Gangnam Style.
Цитируется материал ИНОСМИ.ру
— Выходит, элита Северной Кореи, как и многие южнокорейцы, может позволить себе люкс.

А где одеваются богатые люди в КНДР? Ведь не секрет, что они там есть.
— Несомненно, есть. Тут идёт торговля с Китаем. Но в основном везут фейк: даже когда его продают под видом аутентичной вещи – это, скорее всего, будет реплика. Далеко ходить не надо, то же самое творится и у нас, в России – открой Telegram, вот тебе все варианты реплик, от самой идеальной, которая стоит немалых денег, до той, что за две-три тысячи, но уже более далёкая от идеала. В этом плане в Северной Корее всё так же. Говорить, что там есть доступ к люксу… Думаю, он есть только у самого высшего руководства, и оно, несомненно, позволяет себе дорогие вещи. Люди попроще довольствуются копиями. Каналы налажены – правда, из-за коронавируса хуже – китайцы предоставляют реплики разного качества на любой вкус.


— То есть жители Северной Кореи всё-таки хотят быть в тренде? Тогда возможно ли такое, что мода и культура из той же Южной Кореи перекочуют в КНДР?
— Государства сейчас между собой не взаимодействуют. Раньше у них была общая промышленная зона в Кэсоне, в Северной Корее, там можно было посмотреть, как одеваются южнокорейские девушки. Сейчас такая возможность отсутствует. Конечно, жители КНДР тайно смотрят дорамы, но наказания за это ужесточаются. Опосредованно каналы есть – благодаря K-pop, но это под серьёзным запретом, и поэтому совсем небольшая прослойка людей может следить за теми модными тенденциями, которые транслирует южнокорейская культура.

Я бы сказала, что в данном случае северокорейцы в большей степени ориентируются на те представления о прекрасном, которые им привозят китайцы. С Китаем идёт более плотное взаимодействие. Особенно в приграничных районах ориентируются на китайскую моду.
А китайцы ориентируются на южнокорейскую моду, но тоже со своей спецификой. Корейская мода может привлекать, но через Китай и китайское восприятие корейской моды.
— Ирина Сергеевна, вы сказали о китайском представлении о прекрасном. Очевидно, что азиатская культура радикально отличается от нашей. Поэтому нам может быть сложно представить жизнь восточного человека даже на бытовом уровне. Из чего состоит типичный день жителя Южной Кореи и КНДР? Какие у них есть обязательные ритуалы?
— Ритуалы, которые отличаются, чаще всего связаны с праздниками или с особыми событиями. Что касается ежедневных ритуалов, то у разных социальных слоёв они отличаются. День школьника не похож на день домохозяйки, день корейской женщины-менеджера не похож на день корейского мужчины-менеджера. Говоря о значимых ритуалах, это, конечно, приём пищи. Несмотря на то, что все люди едят, для корейцев это вещь сакральная. Коллективные ценности в Корее являются доминирующими, и приём пищи – это социальный акт. Это не просто насыщение своего тела, это социальное взаимодействие. Совместное принятие пищи – тот самый ритуал, который является основополагающим в дне каждого корейца. Даже приветствие звучит как «Ты сегодня кушал?», «Хорошо покушал?». Когда нас спрашивают bap meo geo seo yo, то это дословно «Ел рис?». А человек, который поел, не говорит «Спасибо», вместо этого он произносит – jal mug get sum ni da – «Хорошо поел».

И если посмотреть корейские дорамы, можно увидеть, что еда – важный участник процесса. Через еду передаются эмоции, состояние героя, когда он ест в одиночестве – это показатель его кризиса, или наоборот: совместный приём пищи – решение проблем.
Кадры из дорамы «Лучший хит». Героиня расстроена, поэтому ест одна
Герои готовятся обсудить важную тему. Один стул пустует, но на столе есть тарелка
Герои на переднем и на заднем планах поругались. Поэтому едят отдельно
— К слову, одна из главных проблем для жителей обеих Корей – получение достойного образования. Как стать студентом престижного вуза? Например, в КНДР на бумагах всё бесплатно – но что нужно сделать в реальности для поступления в университет?
— В Азии образование – особая ценность. Связано, опять же, с конфуцианством – экзаменационной системой получения должности в традиционном обществе. К образованию стремились все. В традиционной Корее мальчики получали начальное образование даже в деревнях.

В КНДР такая система: детские сады, далее школы, и после – самое главное – вузы, в том числе один из важнейших в стране, Университет Ким Ир Сена. Если человек трудится и получает высокие баллы, он поступит. Специалисты им нужны. Аналогично в Южной Корее: большая часть студентов старших школ идут в вузы, до 90 процентов. В рамках образовательных учреждений находят связи, которые помогают делать карьеру.

— Везде нужны специалисты, которых можно привлечь к работе «на кого-то». Существует ли в КНДР частный бизнес? Уместен ли он при политике государства?
— В КНДР присутствует серый бизнес. На официальном уровне ничего такого нет. Начиная с 90-х годов, когда Северная Корея оказалась в ситуации одиночного плавания без помощи СССР и Китая, развивалась теневая экономика, где и появился мелкий бизнес. Это и торговля товарами из Китая, и продажа сельскохозяйственных товаров – всё, что мы условно зовём чёрным и серым рынком. Есть мелкие бизнесмены, которые открыли столовую – кстати, этим бизнесом чаще всего занимаются женщины, потому что мужчины работают на официальной работе. Женщины теоретически домохозяйки, ну а практически – ведут бизнес, а мужчины могут их прикрыть.
Доходит до самых высокопоставленных людей, которые имеют связи с высшим руководством и под видом государственного бизнеса развивают частный. Чаще всего он основан на торговле с Китаем, и в КНДР даже есть понятие ton ju, «хозяин денег» – то, что у нас «новый русский»: те бизнесмены, которые ведут деятельность не вполне законно, но успешно. Например, они берут в аренду у государства лодки, и появляются браконьеры. Основная их проблема связана с нелегальным бизнесом: вроде государственные, но берут частные люди, которые фактически и владеют.

Ещё строят дома, новые жилые кварталы под видом государственных, квартиру там можно купить – хотя вообще их раздают. Всё связано с развитием этого сегмента экономики. В СССР это было, так что Северная Корея в этом плане не уникальна. Там уже это долгое время надеялись на изменение всей экономики, но этого пока что не происходит.

— Получается, что дороги для частного бизнеса в КНДР открыты. Существует ли при этом бизнес в сфере развлечений? Или же разбавлять досуг жителей – прерогатива государства?


— Тут сложно сказать, потому что информации не так много. Помимо государственных праздников КНДР – дня рождения лидера, дня создания КНДР – есть традиционные праздники, которые идут из глубины веков. Выходных в эти дни нет, но их всё равно отмечают. Есть Праздник середины осени, Чхусок. В Южной Корее это официальные выходные, в КНДР – нет, но всё равно это часть культуры, культурной идентичности, которая пока объединяет две Кореи. Проводятся и встречи с семьёй, и традиционные игры, водят хороводы и поют песни, которые существуют и на Севере, и на Юге. Опять же, совместное принятие пищи и распитие алкогольных напитков. В Северной Корее этому тоже придают особое значение.
Церемония поминовения предков «чхарэ» (차례), для которой готовят блюда из риса нового урожая
Существуют не только государственные праздники, но и те, которые сохранились со старых времён и связаны с традиционными обрядами. Их не поддерживают, но и не запрещают, хотя так было до определённого периода. На них теперь смотрят более лояльно.

Некоторые традиционные праздники не отмечаются в конкретную дату, это, к примеру, первый год жизни ребёнка.
Из-за культа предков у них особое отношение к рождению детей. Первый год считается очень важным: в традиционном обществе многие не доживали, имя давали спустя год. Именно поэтому первый день рождения – семейный праздник, проводятся ритуалы, ребёнку дарят подарки. Это праздник не государственный, но значимый в обрядовом цикле и тоже соотносится с конфуцианскими ценностями. Естественно, в КНДР его соблюдают – как и корейцы за пределами Корейского полуострова. Это та часть идентичности, которая объединяет диаспору за пределами страны: не столько язык, сколько обряды.


БЕГСТВО, ПОЛИТИКА И РАЗНОГЛАСИЯ
Или почему миру нужна Северная Корея
— С самоидентичностью в целом пограничная ситуация. Три года назад в КНДР была объявлена масштабная амнистия по случаю 70-летия основания государства. В Северной Корее появляются зачатки демократии?
Политика Ким Чен Ына отличается от его предшественников, но в какую сторону он ведёт страну?
— КНДР сильно изменилась за последний год. Первоначально Ким Чен Ын стремился что-то менять, были экономические реформы, период нормализации отношений с Южной Кореей, речь шла о возможной либерализации общества. Особенно в экономическом плане она происходила и происходит. Но в какой-то момент эти изменения прекратились, и маятник качнулся в обратную сторону. Это в том числе связано с коронавирусными ограничениями, потому что больше всего КНДР боится масштабной эпидемии.
Это накладывает ограничения и на внешние связи, и на внутренние передвижения: тут и контроль за жителями. Но это – общемировая тенденция.

Что касается возможности либерализации, правительство Ким Чен Ына и его высокопоставленные чиновники боятся потерять власть – для них это ничем хорошим не закончится. Даже если обратиться к историям южнокорейских диктаторов: им в восьмидесятые годы обещали, что их не тронут. И ничего – сначала хотели казнить за коррупцию, потом дали пожизненные тюремные приговоры. То же самое с президентами: все последние сидят. Пример печальный.

Понятно, что высшее руководство КНДР в курсе, что серьёзная либерализация к этому и приведёт. Примерами служат неудачный опыт СССР и удачный опыт Китая, когда они сумели либерализацию сдержать. Сейчас в Китае тоже происходит откат: Си Цзиньпин теперь может находиться у власти неограниченное количество сроков. Ужесточение идёт по всей Азии.
— Северокорейцы видят другую жизнь хотя бы из дорам. Появляется много материалов о том, что люди пытаются сбежать из КНДР, у кого-то это получается. Возможно ли пересечь военную границу и остаться в живых? Что происходит с теми, кто бежит? Как они адаптируются?
— Они бегут через китайскую границу. Границу между двумя Кореями не пересечь – осенью был один случай, но это чудо. А все, что были до него, можно по пальцам пересчитать. Это милитаризованная зона, она сильно укреплена, просматривается каждый метр, и это гиблое дело. Можно сбежать через Китай: существует целая услуга, связанная с побегом. Но пойти в южнокорейское посольство в Китае невозможно, потому что у них есть договорённость об экстрадиции. Если северокорейца задержат, то сдадут обратно в КНДР, где против него применят серьёзное наказание. Поэтому из Китая бегут в Юго-Восточную Азию, а уже оттуда – в Таиланде, например – идут в южнокорейское посольство. Цепочка сложная. Бывают и облавы, проверяют, и тогда они по поддельным документам выдают себя за корейцев китайского происхождения, поскольку там есть большая корейская диаспора. Такой вот шпионский роман о побеге.
Что касается жизни самих перебежчиков. Молодое поколение ещё более-менее устраивается, старому поколению тяжело: это гаджеты и всё на свете, и если ты с детства не привык, в этих реалиях будет сложно. Опять же, получить достойную работу нельзя, потому что нет необходимого образования, хотя и существует программа включения северокорейцев в общественную жизнь. Она тоже не всегда эффективна. Ну и со здоровьем не у всех хорошо.

В Южной Корее к перебежчикам относятся как к предателям своей родины. Потому что они покинули свою страну, к ним есть недоверие. Южнокорейцы понимают, что в КНДР не всё благополучно, но, тем не менее, негативное отношение тоже присутствует: открыто не выражают, но оно есть.
Рисунки — HAJUNG LIM
Стараются бежать семьями: сначала переправляют одних родственников, потом себя. Это всё стоит больших денег, несколько тысяч долларов, заработать которые в КНДР нельзя. Сначала копят на одного члена семьи, он бежит, после – зарабатывает на остальных. Многие остаются жить в Китае специально для этого. Система непростая, но она есть и работает – не сейчас, правда, из-за пандемии.
— Как мы знаем, северокорейцы и южнокорейцы считают себя одним народом, но временно разлучённым. Почему же в Южной Корее так плохо думают о перебежчиках?
— Есть два уровня: на официальном, безусловно, корейский народ – единое целое, но сейчас мы можем говорить о формировании двух идентичностей. Два корейских государства так или иначе признают друг друга, оба вступили в ООН. Получается, корейская нация едина культурно, но политически создаются две отдельные нации. Об этом вслух ни в той, ни в другой Корее говорить не будут – только потихонечку заводят разговор об этом иностранные исследователи.

Северокорейцев считают именно предателями своей государственности, той страны, в которой они родились. В какой-то степени это напоминает Солженицына с его «В круге первом»: у героя есть родина и есть государство, он разграничивает эти понятия, и в данном смысле я бы тоже предложила разделять. Родина у корейцев – Корейский полуостров, но есть два государства. В данном случае они предают государство, где они родились и жили.
— Подводя итог и продолжая мысль о том, что родина – это родина, а государство – это государство, как бы вы предположили: есть ли объединённое будущее у Кореи? Или точка невозврата уже пройдена?
— Несомненно, в технологическом и социально-экономическом отношениях это уже два совершенно разных государства. И это накладывает серьёзный отпечаток.

Несколько вариантов объединения Корейского полуострова всё же существуют. Первый – это утопический, но желательный. Основан на создании объединённой федерации и постепенном воссоединении. Второй вариант – объединение путём поглощения, причём есть версия поглощения Югом Севера, есть Севера Югом в результате войны или переворотов. Такое развитие событий более реально, но в сегодняшних условиях жизни оно отодвигается на многие годы вперёд.
Южнокорейские (на переднем плане) и северокорейские пограничники. Фото: Inter-Korean Summit Press Corps / AFLO / Global Look Press
Те государства, которые окружают Кореи, устраивает корейский статус-кво. Проблема Корейского полуострова тесно связана с соседними странами. У КНР с КНДР, к примеру, есть договор от 1961 года, по которому КНР в случае нападения будет вступаться за КНДР. Как было бы в реальности, мы не знаем, но договор существует. Такие же договоры от военного периода есть между США и Южной Кореей, США и Японией (в обеих странах есть военные базы США), у Японии – тоже с Южной Кореей. Имеется сложившаяся в начале 2000-х годов система противоракетной обороны, куда входят Тайвань, Япония и Южная Корея.
Официально она направлена против КНДР, но реальная цель – это Китай и Россия. Всё ещё действует архитектура Холодной войны, поскольку эти условия никуда не делись. В регионе складывается такая политическая обстановка, которая при наличии КНДР худо-бедно всех устраивает. Для кого-то это буфер, для кого-то – причина активного военного присутствия. Проблема непростая, и решение в ближайшие годы едва ли найдётся.

Всё может быть, случайности случаются. Но это будет катастрофа для всего региона. А этого, конечно, никто не хочет.
Над материалом работали
Анастасия Переверзева
София Маркосова
Дарья Мигун
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website