1
Культурные войска: армия айдолов
Вот они – слева направо. Как дорамы продают самсунги и почему корейцы поют русские романсы

— Без преувеличения можно сказать, что почти всю энергии жители Южной Кореи направляют в культурную сферу. Ирина Сергеевна, почему, на ваш взгляд, культура Южной Кореи стала феноменом?
— Вы имеете в виду K-pop – не традиционную культуру, а ту, которая продвигается через социальные сети? Изначально корейская популярная культура развивалась под сильным влиянием японской. И мы можем найти её следы. Но отличие в том, что та поп-культура формировалась именно для внутреннего рынка. Например, японские дорамы и актёры ещё более специфические, чем корейские. Не секрет, что корейские айдолы андрогинны: то есть они выглядят феминно – в европейском представлении. Японские айдолы и звёзды ещё более феминны.
Именно поэтому японская культура не зашла в остальных частях света. Она была создана под местный рынок.

А вот корейская культура стала так популярна, потому что они используют традиционные представления о красоте, но делают их более универсальными. Они соединили американское и азиатское представление о прекрасном, и получился микс, который выстрелил. С одной стороны, такой образ хорош сам по себе, но с другой – это была политика на государственном уровне.

Господдержка – это второй фактор, из-за которого корейская культура стала феноменом и волной прокатилась по миру. В Южной Корее был такой замечательный президент – Ким Дэ Чжун. Он получил Нобелевскую премию мира за демократизацию и в том числе за договор между Северной и Южной Кореей.
Чем же известен Ким Дэ Чжун?
— Тем, что многие изменения, которым он дал основу, развились уже в десятые и двадцатые годы нашего века. Он пришёл к власти в 1997 году, когда в Корее был финансовый кризис. Именно Ким Дэ Чжун сделал ставку на массовую культуру и её продвижение за пределами Кореи. Он выделял госфинансирование на развитие K-pop индустрии. Благодаря государственной поддержке уже в начале 2000-х корейская культура появилась сначала в Китае и Японии, а потом распространилась и за пределы Азии.
Такая популярность корейской культуры – это стечение обстоятельств, потому что образы из K-pop внезапно стали любимы. Но одновременно с этим создавались департаменты, вливались деньги и начиналось производство дорам, к съёмкам которых присоединялись K-pop-исполнители. Дорамы стали первым этапом. Причём те, которые используют элементы и традиционной, и западной культур. Опять же, почему японские дорамы не зашли? В отличие от них, корейские сразу рассматривались как экспортный товар. Их нужно было делать так, чтобы они стали универсальны для Азии.
— Действительно, южные корейцы создают универсальный продукт. Можно ли тогда сказать, что Корея использует свою культуру как мягкую силу? Ведь у Кореи, как и у Японии после Второй мировой войны, нет сильной армии. Получается, они решили воздействовать на современный мир интеллектуально?
— По поводу армии – это не так. В Корее достаточно сильная и боеспособная армия, потому что у них через границу враг. Почему у Японии нет армии – хотя она там есть на самом деле, просто по-другому называется: у них пацифистская конституция, которая в Девятой статье запрещает создание армии. [В 2014 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил пересмотреть Девятую статью конституции для «коллективной самообороны» – здесь и далее прим. ред.]. В Корее такой статьи нет, плюс через границу враг номер один, которого они боятся.
— Когда мы говорим о традиционной силе, подразумевается же не только армия, но и ресурсы, территория, множество факторов, которыми Южная Корея не обладает. Это, в общем-то, маленькое государство, отрезанное от мира: у него либо морские границы, либо сухопутная – с Северной Кореей.

Это государство, которое не обладает никакими ресурсами, кроме человеческих, да и этого там мало: в настоящее время в Корее живут 50 млн. Это не китайцы, которых полтора миллиарда. То есть страна мало что может предложить миру. Они брали это в расчёт с самого начала и ориентировались на экономику и поставку электроники. Начинали с париков и лёгкой промышленности.
В этом плане восхищаюсь Ким Дэ Чжуном: насколько он понимал, что надо переориентироваться с электронной продукции на что-то другое. Новый мир, новые люди и новые возможности. Не знаю, каким даром ясновидения он обладал, но делал ставку на то, что корейская культура должна быть привлекательной хотя бы для стран, её окружающих, и благодаря этому привлекать и электроникой.

Ведь популярность того же Samsung в Китае связана с популярностью корейских дорам, актёров, айдолов и так далее. Мягкую силу Кореи нельзя отождествлять исключительно с K-pop, но я бы сказала, что он является одним из инструментов мягкой силы Кореи – важнейшим на данный момент.
— Мягкая сила нередко связана с политикой. Скажите, заметны ли политические мотивы в корейской поп-культуре? Могут ли айдолы агитировать за кандидатов? Ведь мнение звезды – отличный политический инструмент.
— Айдолы связаны жёсткими контрактами. В них чётко указано, что можно, а что нельзя. Так что личное мнение высказывать не могут. Обратите внимание: айдолы сейчас выступают в качестве послов доброй воли от Кореи, при ООН выступают с дипломатической миссией. Сейчас выбрали очередных девочек в ЮНИСЕФ, до этого в ООН посланниками молодёжи назначали BTS. Они используются в политическом дискурсе как внешний представитель Кореи.

В политической повестке если айдолы и выступят от себя, то не пойдут против общественного мнения или за оппозиционную силу. Была сложная история с Пак Кын Хе, но вся страна в едином порыве поднялась против неё, и айдолы не могли сказать что-то против.То же самое было с Ли Мён Баком. [Пак Кын Хе была замешана в коррупционном скандале и в итоге отстранена от должности; Ли Мён Бака в 2018 году приговорили к пятнадцати годам тюрьмы по обвинению в коррупции]. Айдолы могут быть политической силой за пределами Кореи, но в самой Корее – нет.
— О южнокорейской мягкой силе говорят постоянно, а вот о поп-культуре КНДР известно немного. Тем не менее, не так давно в интернете появились записи северокорейского мультфильма «Бурундук и ёжик». Выяснилось, что он даже переводился на английский и испанский языки – то есть была попытка экспортировать культурный продукт. Может ли КНДР пойти по южнокорейскому сценарию и развить свою непривычную западному миру культуру?
— Пойти, конечно, может. Но кому она будет нужна? Северная Корея – это бедное государство. Вкладывать в культуру большие деньги она не сможет, а современный человек привык к красивому изображению. КНДР не способна дать эту картинку. Хотеть они могут, но результат будет не самым хорошим.

Феномен корейской культуры связан с тем, что азиаты умеют «делать красиво», но корейцы довели это до абсолюта. Они поместили это и в K-pop. Поэтому хочется смотреть корейские клипы, покупать корейскую косметику в надежде стать такой же, как айдолы, хочется использовать те же гаджеты. Красивая картинка и красивый образ заменяют всё остальное. Для создания такого нужны технологии и много денег. Северокорейцы слишком долго были оторваны от этого всего, а южнокорейская картинка формировалась не сама по себе, а в тесном взаимодействии с другими культурами, прежде всего западными, поэтому привлекательна для многих. В КНДР нет таких возможностей.

В России же тоже пытаются активно продвигаться, но получается не очень хорошо. Мы не хотим обращаться к тому, что прекрасно у нас, забываем, что нравится людям, и почему-то лезем с неэстетичными вещами. Или получается фантастика наподобие «Серебряных коньков». Пока мы не можем попасть в эту цель: чтобы, с одной стороны, было натурально, а с другой – красиво. Опять же, почему K-pop проник за пределы своей культурной сферы? Потому что нам нравится изображение, а реально оно или нет – уже непонятно, ведь это настолько другой мир, что всё прокатит. А у нас, вроде как, внешность европейская, а начинаем показывать нечто непонятное. Диссонанс приводит к тому, что мы не можем продвинуть свою популярную культуру и получить влияние. Даже там, где раньше она продвигалась.
— Получается, Россия и Северная Корея – сёстры по несчастью. Только вот у России больше возможностей выйти на мировой рынок, как это удалось сделать Южной Корее. Вы сказали, что южнокорейская культура вобрала в себя много черт, изначально ей не присущих. Ирина Сергеевна, как вы считаете, корейская культура будет воздействовать на западную, или, наоборот, будет трансформироваться под западным влиянием?
— Мода на корейскую культуру – это момент. В мире всё равно наиболее предпочтительной и желанной остаётся культура европейская. В долгосрочном развитии она остаётся основополагающей для всего мира. Те же самые корейцы, китайцы стремятся прежде всего к европейскому образу жизни.
Посмотрите на жилище современных богатых корейцев или китайцев, особенно на определённый слой населения.На что они делают похожими свои дома? На европейские дворцы. Я называю это «смесь Версаля и борделя‎»‎. Элитарность всё равно ассоциируется с культурой Запада. Мы об этом нечасто задумываемся, но что я вижу: для корейцев интересна культура России второй половины XIX – начала XX века. Как ни странно, всё, что связано с российской аристократией, с элементами быта, Чеховым – привлекательно. Они с большим удовольствием поют русские романсы, например.

Популярность корейской культуры – это просто период. У себя на родине корейцы тяготеют к истокам, но халлю [корейская волна] будет меняться под влиянием общемировых трендов, а они так или иначе связаны с представлениями о прекрасном, которые есть в западном мире.
Над материалом работали
Анастасия Переверзева
София Маркосова
Дарья Мигун
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website